Cargill намерена построить в порту зерновой терминал

23.10.2012

Экспортеры украинского зерна пытаются справиться с логистическими проблемами, инвестируя в собственные перевалочные комплексы. Один из крупнейших зернотрейдеров — Cargill — намерен построить в Ильичевском порту терминал стоимостью до $90 млн на условиях концессии. Эксперты считают, что срок окупаемости проекта будет длительным, но у экспортеров нет другого выхода, кроме наращивания перевалочных мощностей.

Транснациональная компания Cargill планирует построить в Ильичевском морском торговом порту комплекс по хранению и перевалке зерновых и масличных культур, заявил в пятницу начальник порта Александр Григорашенко. Днем ранее стороны подписали соответствующий протокол о намерениях, в котором указаны основные параметры будущего терминала и концессионные условия проекта. Ожидается, что его мощность составит 4,5 млн т в год, ориентировочная стоимость строительства — $80-90 млн.

Cargill по итогам 2011/2012 маркетингового года заняла шестое место среди экспортеров украинского зерна — по данным компании Grain Ukraine, на ее долю пришлось около 4% из 22,5 млн т зерновых. Cargill также владеет в Украине двумя маслоэкстракционными заводами общей мощностью переработки 1 млн т подсолнечника в год и шестью зерновыми элеваторами суммарной мощностью хранения свыше 300 тыс. т.

Среди экспортеров зерна собственными портовыми перевалочными комплексами в Украине сегодня обладают только "Нибулон" и Kernel. Но в ближайшие годы вести эффективный бизнес другим участникам рынка без них будет сложно, считает президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко.

Строительство терминала — часть долгосрочной стратегии Cargill в Причерноморье. "Для того чтобы планировать отправку судов и удовлетворять запросы наших клиентов, необходим полный контроль над логистикой. А на Черном море у нас нет инфраструктуры должного уровня",— говорил в июне в интервью "Ъ" глава компании Грегори Пейдж. В условиях постоянной нехватки вагонов собственный порт поможет зернотрейдеру сократить срок их простоя, поясняет господин Клименко.

Существующие в Украине мощности по перевалке зерна недостаточны, и это сдерживает рост экспорта, считают эксперты. "По статистике, портовые элеваторы Украины ежегодно могут отгружать на экспорт 35 млн т зерновых и масличных культур,— рассказывает господин Клименко.— Но практика показывает, что максимальный ежемесячный экспорт через порты может составлять около 2 млн т, или 24-25 млн т в год". Экспорт зерна в 2011/2012 маркетинговом году достиг 22,5 млн т, а значит, украинские порты уже работают практически на грани своих возможностей, соглашается директор концерна "Нибулон" Алексей Вадатурский. "А Минагрополитики ожидает роста производства зерновых до 80 млн т в 2016 году. Как тогда его вывозить?" — удивляется он. "Поэтому сегодня необходимо минимум на 30% увеличить мощности портовых элеваторов",— говорит господин Клименко.

Глава компании "Волары" Юрий Гордейчук отмечает, что такие проекты имеют очень длительный срок окупаемости. "За перевалку грузов компании платят порядка $10/т без учета портовых и других сборов. Чтобы окупить элеватор стоимостью $90 млн, необходимо перевалить порядка 9 млн т зерна",— говорит господин Клименко. Исходя из объемов экспорта Cargill в 2011/2012 маркетинговом году, окупаемость нового терминала может составить около 10 лет. Обеспечить гарантию таких инвестиций может, например, концессионное соглашение, считает директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. Сотрудничество на условиях концессии предусматривает и подписанный между Ильичевским морским торговым портом и Cargill протокол о намерениях. Впрочем, пока Кабмин еще не утвердил список портов, подлежащих передаче в концессию.

Игорь Бурдыга, Александр Черновалов
 

Другие материалы раздела

Последние новости