Рынок спиртных напитков продолжает штормить

29.07.2010

Производители вынуждены лавировать между усиленным налоговым давлением и снижением спроса на зеленого змия. Удачно это сделать удалось не всем.

Последний год алкогольным компаниям жилось нелегко. Повышение ставок акцизного сбора, снижение спроса на крепкий алкоголь и другие посткризисные явления не могли не повлиять на отрасль.

Так, по итогам первого полугодия украинскими производителями было выпущено 25 млн. дал ликеро-водочной продукции (ЛВП), в том числе водки — 19 млн. дал, при этом производство как ЛВП в целом, так и водки сократилось по сравнению с первым полугодием 2009 г. на 18%. Эксперты ассоциации «Укрводка» отмечают, что сокращение объемов производства ликеро-водочной продукции наблюдается с июля 2009 г., когда ставка акцизного сбора на крепкий алкоголь выросла до 34 грн. за 1 л 100%-ного спирта.

«Эта тенденция сохранилась и в 2010 г. Подобное состояние дел в отрасли не является неожиданным и прогнозировалось ассоциацией в прошлом году и в начале 2010 г.»,— говорят в ассоциации.

По мнению директора «Укрводки» Ивана Жолнера, учитывая, что с 1 сентября ставка акцизного сбора вновь увеличится и составит 39,4 грн. за 1 л 100%-ного спирта, тенденция к сокращению объемов производства ЛВП будет сохраняться.

Рынок коньяка также показывает падение. Так, в январе-июне 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. производство коньяка уменьшилось на 5,5%, или на 76,5 тыс. дал, и составило 1314,7 тыс. дал. По сравнению с июнем 2009 г. производство коньяка в июне 2010 г. уменьшилось на 25,8%, или на 74,3 тыс. дал,— до 213,7 тыс. дал. По итогам же 2009 г. выпуск коньяка уменьшился по сравнению с 2008 г. на 21%, или на 808,8 тыс. дал,— до 3049,0 тыс. дал.

Сокращение рынка изменило лицо алкогольной отрасли. Финансовые проблемы исключили многие компании из отчетов аналитиков. У многих зафиксировано падение.

На водочном рынке появилась «Крымская водочная компания», которая производит торговые марки некогда одного из крупнейших производителей крепких напитков в Украине «Союз-Виктана». Остановлен флагманский завод компании «Олимп» с одноименным названием.

На рынке коньяка просел Ужгородский коньячный завод с третьего на шестое место. В 2009 го. завод вошел в пятерку наиболее крупных производителей коньячной продукции в Украине, вместе с тем предприятие сократило выпуск своей продукции на 27,5%, или на 95 тыс. дал,— до 250 тыс. дал по сравнению с 2008 г.

«Винно-коньячный завод «Бахчисарай» («Олимп») считать полноценным игроком в данном контексте нельзя, поскольку его данные по производству и продажам предоставлены с учетом коньяков «Коктебеля», счета которого сейчас арестованы»,— отмечает один из участников рынка.

Прорывом на рынке коньяка можно считать работу компании «Шабо». По реализации производитель вышел на первое место, обогнав Одесский коньячный завод и «Таврию». Однако, как отмечают производители, статистические данные не учитывают остатки с прошлого года, переходы произведенной продукции.

Как сказал руководитель направления «коньяк» «Первого национального винодельческого холдинга» («Инкерманский завод марочных вин», АПФ «Таврия», ЗАО «Институт виноделия», «Качинский+», «Черноморец») Роман Моисеев, что касается цифр по реализации, то она дана с заводов, и не учитывает остатки компаний с прошлого года.

«Что касается «ОКЗ», то реального падения продаж в первом полугодии по сравнению с тем же периодом прошлого года у них нет»,— считает эксперт. Однако, по словам Романа Моисеева, «Шабо» очень активно развивается. «Ни «Таврия», ни «ОКЗ» не уделяли внимания трейд-маркетингу в отличие от «Шабо». Кроме того компания активно выкупает целые полки в торговых сетях. Продукт маржинален, а значит есть большая заинтересованность у дистрибуторов в его продаже»,— говорит он.

Как отмечают в самом «ОКЗ», реально компанией было реализовано 291 тыс. дал коньяка, что опять-таки больше, чем у конкурентов.

Как отмечает директор по маркетингу ТМ «Шустов» Юлия Комарова, все цифры верны, однако не учтены продажи собственных торговых точек «ОКЗ», а указаны только продажи с завода. «Кроме того, искажение цифр связано с тем, что у нашего дистрибутора, компании «Мегаполис», были большие остатки с прошлого года. Таким образом реально нами было реализовано не 216,55 тыс. дал, а 291 тыс. дал коньяка»,— отмечает она.

Несмотря на активный рост «новичка», как отмечают «старожилы» рынка, он не будет бесконечен, и «Шабо» вряд ли достигнет доли рынка 30%. Как отмечает один из участников рынка, есть два ограничения для роста доли рынка «Шабо» — емкость сегмента и товарная матрица.

Как говорят участники рынка, потребителю необходим постоянный эффект новизны, чтобы товар не приедался. «Сейчас же у «Шабо» очень верная ставка: коллекционный коньяк по стоимости ординарного»,— отмечает Роман Моисеев. По его словам, у удачной презентабельной бутылки «Шабо» много последователей, однако безрезультатных, поскольку изначально «Шабо» завоевала потребителя своим вином, а потом уже предложила коньяк.

Что касается дальнейших планов компаний, то, как уверяет Юлия Комарова, «Одесский коньячный завод» активно продолжает наращивать объемы производства. И такая динамика «Шабо», по мнению Юлии Комаровой, обусловлена эффектом новизны.

Анастасия АРАСЛАНОВА, Экономические известия 

Последние новости