«Метинвест» инвестирует в создание портовых мощностей в Николаеве

23.02.2010

До конца года группа «Метинвест» планирует ввести в эксплуатацию терминал по перевалке генеральных грузов в Николаевском морпорту (НМТП). По мнению экспертов, это позволит компании сократить расходы на логистику, а также принесет дополнительную прибыль от непрофильной деятельности.

Как сообщили в НМТП, к 2011 г. в порту откроется новый терминал по перевалке генеральных грузов. Инвестором проекта выступает ООО «Дунайская судоходная стивидорная компания» — предприятие, аффилированное с группой «Метинвест» (подконтрольна «СКМ» Рината Ахметова). Заявленный объем инвестиций — 229,1 млн. грн., проектная мощность грузоперевалочного комплекса — более 3 млн. т в год. В порту рассказали, что под терминал зарезервирована территория площадью 15,5 га в районе причалов №1 и №2. Создание комплекса наряду с другими инвестиционными проектами является частью генерального плана развития Николаевского порта, утвержденного еще в 2007 г.

Каковы ожидания группы от введения в эксплуатацию новых перевалочных мощностей, а также служат ли источником инвестиций в проект собственные средства дочерней компании либо средства материнской структуры, в «Метинвесте» не сообщают. Впрочем, ранее руководство группы достаточно высоко оценивало результативность стивидорного бизнеса холдинга. По данным пресс-службы СК «Авлита» (занимается погрузочно-разгрузочными работами в порту Севастополя), «в 2009 г. «Авлита» достигла максимальных за все 14 лет работы предприятия производственно-социальных показателей по объему перевалки грузов, заработной плате и уплате налогов и сборов». В частности, перевалка генеральных и сыпучих грузов — металлопродукции и зерна — выросла в 2009 г. на 13,6% по сравнению с 2008 г.— с 3,96 млн. т до 4,5 млн. т. Предприятие еще не опубликовало данных о финансовых итогах 2009 г. В 2008-ом чистый доход предприятия вырос на 130,5% в сравнении с предыдущим и составил 218 млн. грн.

Кроме «Авлиты», которая специализируется на работе с зерном и металлогрузами, в состав «Метинвестхолдинга» входит еще одна стивидорная компания, ООО «Скиф Шиппинг». Это предприятие с пропиской в Мариупольском порту оказывает услуги по перевалке, перевозке и оформлению грузов. Правда, в отличие от «Авлиты», которая представляет собой вполне самостоятельный бизнес, «Скиф Шиппинг» работает в основном с грузами компаний, входящих в «Метинвест».

По мнению экспертов, самостоятельность компании-оператора нового терминала будет зависеть от того, какие именно грузы она сможет обслуживать. Как сообщают в порту, проект заявлялся как комплекс для работы с генеральными грузами (упакованный штучный груз). Однако, по информации участников рынка, эта специализация позволит предприятию работать также и с металлом. А это, считают эксперты, сулит уже совсем другие доходы. «Металл — это самый высокотарифный груз, работать с ним всегда выгодно. Что же касается генеральных грузов, то ситуация тут пока не вполне стабильна — за прошлый год порты потеряли более половины генеральных грузов»,— отмечает директор информационно-аналитического центра BlackSeaTrans Валентина Михайлова.

По словам эксперта, новый терминал может быть использован также для перевалки кокса, который «Метинвест» перегружает в немалых количествах. «Ввод терминала в эксплуатацию может негативно сказаться на работе Ильичевского порта, поскольку оттуда уйдет металл «Метинвеста». В то же время это поможет существенно сократить расходы группы на логистику — как минимум $2 на тонне (разница в стоимости перевалки в Николаевском и Ильичевском портах.— «i»)»,— говорит госпожа Михайлова. В то же время, напоминают эксперты, глубины Николаевского порта (до 10 м) несколько уступают глубинам Ильичевского, поэтому работать там можно со сравнительно небольшими партиями груза.

Екатерина ГРЕБЕНИК, Экономические известия 

Последние новости