Металлурги и химики стремятся уменьшить портовые сборы

18.01.2010

Правительство Юлии Тимошенко все сильнее сдает под натиском металлургического лобби: Минэкономики подготовило проект постановления Кабмина о снижении ставок портовых сборов в среднем на 30%. Этого уже почти год добиваются основные экспортноориентированные отрасли, в то время как профильное министерство инициативу не поддерживает.

На сайте Минэкономики был опубликован проект постановления КМУ «О внесении изменений в постановление Кабмина от 12 октября 2000 г. №1544 «О портовых сборах». Суть предлагаемых изменений — уменьшение всех портовых сборов в среднем на 30%.

Аргументируя свою инициативу, в Минэкономики напоминают, что в 2008 г. произошло значительное повышение размера портовых сборов — на 58% (что, в свою очередь, объяснялось отставанием роста ставок от инфляционных процессов).

«Во время обсуждения с заинтересованными органами центральной исполнительной власти предложения относительно повышения портовых сборов представителями Минтранссвязи было задекларировано, что, вопреки их росту, будет сохранена конкурентоспособность украинских портов в сравнении с портами других государств. Но, по оценкам экспертов, сегодня стоимость судозахода в порты Украины в 1,5-2 раза выше, чем в портах других государств Черноморского бассейна»,— говорится в объяснительной записке к документу. А также подчеркивается, что «несбалансированная политика в сфере услуг портов привела к снижению их конкурентоспособности, переориентации грузопотоков на порты-конкуренты соседних стран и негативным последствиям для экономики Украины».

Для того чтобы подтвердить негативные последствия повышения стоимости портовых услуг, в Минэкономики приводят также данные Госкомстата, согласно которым объем переработки грузов в морских торговых, рыбных портах и на промышленных причалах по итогам января-ноября 2009 г. снизился на 13,2% в сравнении с сопоставимым периодом предыдущего года. В том числе объем перевалки импортных грузов снизился на 45,3%, транзитных — на 21,1%. Динамика переработки экспортных грузов, тем не менее, оказалась положительной: плюс 13,6%.

Конечно, с учетом экономического кризиса и спада во всех отраслях экономики вряд ли можно считать эти цифры показателями неэффективной работы портов. Тем более что возложенную на них задачу увеличения отчислений в бюджет порты выполнили сполна. По имеющимся данным за три квартала 2009 г., чистая прибыль морских гаваней увеличилась в 2,3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2008-го — с 792 млн. грн. до 1,8 млрд. грн. Вместе с тем эксперты соглашаются: дороговизна украинской морской логистики вынуждает транзитные грузы огибать Украину и уходить на российские и прибалтийские порты. «Приведу стоимость судозахода для судна класса Panamax (50-60 тыс. т.— «i») в некоторых черноморских портах. Одесса — $80 тыс., Севастополь — $72 тыс., Констанца — $61 тыс. И это при том, что глубины у причалов Констанцы значительно больше, чем у украинских портов, что дает возможность быстрой обработки судов большого водоизмещения»,— отмечает директор Таврийского регионального центра инновационного развития Владимир Арабаджи.

О необходимости пересмотра тарифной политики в портах неоднократно заявляли и украинские экспортноориентированные компании, причем во главе этого движения стоят, как правило, металлурги и химики. Правда, поднимая этот вопрос еще в июне прошлого года, они требовали всего лишь «заморозки» портовых ставок, то есть моратория на их рост в дальнейшем. Очевидно, по мере приближения президентских выборов запросы экспортеров возросли.

В то же время против снижения портовых сборов готовится выступить Минтранссвязи. Как заявил «i» замминистра транспорта и связи Василий Шевченко, в ведомстве считают действующие ставки экономически целесообразными, а претензии металлургов необоснованными, поскольку «транспортная составляющая в их расходах не превышает 3%».

Екатерина ГРЕБЕНИК, Экономические известия 

Связанные материалы

Последние новости