Табачные гиганты сокращают производство в Украине

03.02.2014

Международные табачные компании, работающие в Украине, начали публиковать отчетности о результатах работы за прошлый год. Первые данные не обнадеживают. В 2013 году компания Imperial Tobacco в Украине, которая занимает пятую часть рынка табачных изделий в стране, сократила производство сигарет на 15,3% – до 15,5 млрд штук по сравнению с 2012 годом. Такую дельту снижения компания демонстрирует второй год подряд: в 2012 году Imperial Tobacco в Украине также сократила производство сигарет на 15,3%, до 18,3 млрд штук, или на 3,3 млрд. Динамика производства за 2011 год – минус 10%, до 21,6 млрд штук.

Крупнейшие игроки рынка планируют опубликовать данные в течение месяца. На значительную позитивную динамику наверняка рассчитывать не приходится. В 2013 году в сравнении с 2012-м объемы реализации табачной продукции сократились, по разным данным, на 6-9%. «По данным агентства Nielsen – на 6%, по нашим внутренним данным, основанным на информации об отгрузках, – на 9%», – поясняет Александр Когут, директор отдела корпоративных вопросов компании «JTI Украина».

Сокращение рынка, правда, с противоположными эмоциями, фиксируют и антитабачные организации. Согласно данным Андрея Скипальского, руководителя проекта «Украина без табачного дыма», в 2013-м рынок упал приблизительно на 10%. «Это значит, что люди выкурили где-то на 8-9 млрд сигарет меньше. Это наибольшая динамика, которую мы наблюдали за последние пять лет», – констатирует он.

В ассоциации «Укртютюн» объясняют отрицательную динамику значительным ростом объемов нелегальной торговли, что повлияло на снижение продаж легальных производителей. По данным компании TNS, в январе – октябре 2013 года нелегальная табачная продукция занимала 9,3% рынка, что на 4% больше, чем в аналогичном периоде 2012 года. Из этих 9,3%, 6,5% – контрабандная продукция, 2,8% – контрафакт. Поставки стимулировал дисбаланс цен. «В 2013 году цены на нелегальную табачную продукцию из Молдовы (4,34 гривны), Беларуси (5,54 гривны) и России (5,98 гривны) на нашем рынке были существенно ниже, чем официальные средневзвешенные цены (10,18 гривны), поэтому спрос на нее продолжает расти», – подчеркивает Александр Когут.

Год назад была снижена адвалорная часть акцизного налога (с 25% до 12%) для недорогих сигарет, в результате чего преференции получили дорогие и премиальные сегменты. В итоге потребители с низкими доходами стали активнее пользоваться услугами черного рынка, говорится в сообщении Imperial Tobacco.

«Актуальной проблемой остается рост незаконной торговли как результат неэффективной структуры акцизного налога, которая была введена в январе 2013 года. Большой угрозой отрасли остаются и недавние попытки ввести минимальные цены», – отмечает Оливер Кутц, генеральный директор Imperial Tobacco. При этом, помимо общих проблем индустрии, на объем производства компании повлияли и индивидуальные факторы: в прошлом году Imperial Tobacco вывела из портфеля два популярных бренда – Golden Gate и Classic, мотивируя это частой подделкой указанных торговых марок. «Сложившаяся ситуация вынуждает предприятия табачной индустрии проводить кампании по защите собственных брендов от подделок», – объясняет генеральный директор ассоциации «Укртютюн» Валентина Хоменко.

Представители антитабачных организаций, которые лоббировали ужесточение законодательства в сфере реализации и потребления табачных изделий, уверены: сокращение объемов производства свидетельствует об отказе части украинцев от вредной привычки. По мнению Андрея Скипальского, одним из ключевых факторов стало внесение изменений в законодательство – ограничение рекламы, в том числе в пунктах продаж, запрет на курение в общественных местах. Правда, согласно данным Ipsos, в 2013 году уровень распространенности курения не снизился. 35,9% населения Украины в возрасте 18-64 курят.

Анна Ковальчук Катерина Шумило, Forbes Украина

Последние новости